НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

О злая честь татарская! Его же отець бе царь в Рускои земли, иже покори Половецькую землю и воева на иные страны вс-Ь. Сынъ того не прия чести"59 - т.е. Роман Мстиславич, отец Даниила, был "царем", а Даниил, несмотря на все свое могущест¬во, им не является, так как он стал вассалом хана. Утверждается, таким образом, представление о царе как правителе, не имеющем над собой сюзерена, а русские князья теперь не подходят под это определение.
До второй половины XIV столетия сюзеренитет Орды над Северо-Восточной Русью не оспаривался ни политическими деятелями, ни деятелями общественной мысли. Акты сопротивления татарам, как мы видели, были связаны с междукняжескими конфликтами на Руси (князья могли оказываться в конфронтации с ханом, поддерживавшим
55 См.: Meyendorff I. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the XlV-th Century. Cambridge, 1981. P. 69-73.
56 См.: Vodoff W. Remarques sur la valeur du terme "tsar" applique aux princes russes avant le milieu du XVе siecle // Oxford Slavonic Papers. New series. Oxford, 1978. Vol. 11; см. также: Толочко О.П. 3 Icropii полггичноГ думки Pyci XI-XII ст. // УЖ. 1988. № 9.
57 См. Vodoff W. Op. cit. P. 8-14. "Царями" названы семь русских князей - Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Мстислав Владимирович (сын Мономаха), Изяслав и Ростислав Мстиславичи, Рюрик Ростиславич (не учитываем в данном случае факты употребления по отношению к русским князьям слов "царский" и "царство").
58 Vodoff W. Op. cit. P. 14-17. "Царями" именуются волынский князь Владимир Василькович и Михаил Ярославич Тверской.
59 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 807-808.
88

их соперников), а не с осознанной борьбой на полное уничтожение зависимости. Лишь в "Повести о Михаиле Тверском" (1319-1320) можно усмотреть мысль о временном характере татарского господст-ва над Русью, но проводится она крайне завуалированно, в виде наме¬ка, путем использования примеров из истории Древнего Рима и Ви¬зантии60.
В произведениях русской письменности второй половины XIII -первой половины XIV в. почти нет уничижительных эпитетов по отно¬шению к законным правителям Орды - "царям". При этом в литера¬туре Северо-Восточной Руси встречается всего два исключения из этого правила: в "Повести о Михаиле Тверском" хан Узбек именуется "беззаконным", "законопреступным" и "окаянным", а в тверском рас¬сказе о восстании 1327 г. и последующем походе на Тверь - "безза¬конным"61; два первых эпитета -достаточно мягкие, всего лишь кон¬статирующие, что Узбек (сделавший государственной религией в Орде мусульманство) не знает истинного Закона, т.е.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz