О злая честь татарская! Его же отець бе царь в Рускои земли, иже покори Половецькую землю и воева на иные страны вс-Ь. Сынъ того не прия чести"59 - т.е. Роман Мстиславич, отец Даниила, был "царем", а Даниил, несмотря на все свое могущест¬во, им не является, так как он стал вассалом хана. Утверждается, таким образом, представление о царе как правителе, не имеющем над собой сюзерена, а русские князья теперь не подходят под это определение.
До второй половины XIV столетия сюзеренитет Орды над Северо-Восточной Русью не оспаривался ни политическими деятелями, ни деятелями общественной мысли. Акты сопротивления татарам, как мы видели, были связаны с междукняжескими конфликтами на Руси (князья могли оказываться в конфронтации с ханом, поддерживавшим
55 См.: Meyendorff I. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the XlV-th Century. Cambridge, 1981. P. 69-73.
56 См.: Vodoff W. Remarques sur la valeur du terme "tsar" applique aux princes russes avant le milieu du XVе siecle // Oxford Slavonic Papers. New series. Oxford, 1978. Vol. 11; см. также: Толочко О.П. 3 Icropii полггичноГ думки Pyci XI-XII ст. // УЖ. 1988. № 9.
57 См. Vodoff W. Op. cit. P. 8-14. "Царями" названы семь русских князей - Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Мстислав Владимирович (сын Мономаха), Изяслав и Ростислав Мстиславичи, Рюрик Ростиславич (не учитываем в данном случае факты употребления по отношению к русским князьям слов "царский" и "царство").
58 Vodoff W. Op. cit. P. 14-17. "Царями" именуются волынский князь Владимир Василькович и Михаил Ярославич Тверской.
59 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 807-808.
88
их соперников), а не с осознанной борьбой на полное уничтожение зависимости. Лишь в "Повести о Михаиле Тверском" (1319-1320) можно усмотреть мысль о временном характере татарского господст-ва над Русью, но проводится она крайне завуалированно, в виде наме¬ка, путем использования примеров из истории Древнего Рима и Ви¬зантии60.
В произведениях русской письменности второй половины XIII -первой половины XIV в. почти нет уничижительных эпитетов по отно¬шению к законным правителям Орды - "царям". При этом в литера¬туре Северо-Восточной Руси встречается всего два исключения из этого правила: в "Повести о Михаиле Тверском" хан Узбек именуется "беззаконным", "законопреступным" и "окаянным", а в тверском рас¬сказе о восстании 1327 г. и последующем походе на Тверь - "безза¬конным"61; два первых эпитета -достаточно мягкие, всего лишь кон¬статирующие, что Узбек (сделавший государственной религией в Орде мусульманство) не знает истинного Закона, т.е.
До второй половины XIV столетия сюзеренитет Орды над Северо-Восточной Русью не оспаривался ни политическими деятелями, ни деятелями общественной мысли. Акты сопротивления татарам, как мы видели, были связаны с междукняжескими конфликтами на Руси (князья могли оказываться в конфронтации с ханом, поддерживавшим
55 См.: Meyendorff I. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the XlV-th Century. Cambridge, 1981. P. 69-73.
56 См.: Vodoff W. Remarques sur la valeur du terme "tsar" applique aux princes russes avant le milieu du XVе siecle // Oxford Slavonic Papers. New series. Oxford, 1978. Vol. 11; см. также: Толочко О.П. 3 Icropii полггичноГ думки Pyci XI-XII ст. // УЖ. 1988. № 9.
57 См. Vodoff W. Op. cit. P. 8-14. "Царями" названы семь русских князей - Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Мстислав Владимирович (сын Мономаха), Изяслав и Ростислав Мстиславичи, Рюрик Ростиславич (не учитываем в данном случае факты употребления по отношению к русским князьям слов "царский" и "царство").
58 Vodoff W. Op. cit. P. 14-17. "Царями" именуются волынский князь Владимир Василькович и Михаил Ярославич Тверской.
59 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 807-808.
88
их соперников), а не с осознанной борьбой на полное уничтожение зависимости. Лишь в "Повести о Михаиле Тверском" (1319-1320) можно усмотреть мысль о временном характере татарского господст-ва над Русью, но проводится она крайне завуалированно, в виде наме¬ка, путем использования примеров из истории Древнего Рима и Ви¬зантии60.
В произведениях русской письменности второй половины XIII -первой половины XIV в. почти нет уничижительных эпитетов по отно¬шению к законным правителям Орды - "царям". При этом в литера¬туре Северо-Восточной Руси встречается всего два исключения из этого правила: в "Повести о Михаиле Тверском" хан Узбек именуется "беззаконным", "законопреступным" и "окаянным", а в тверском рас¬сказе о восстании 1327 г. и последующем походе на Тверь - "безза¬конным"61; два первых эпитета -достаточно мягкие, всего лишь кон¬статирующие, что Узбек (сделавший государственной религией в Орде мусульманство) не знает истинного Закона, т.е.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.