Тем не менее великий князь не пошел и на это. По-видимому, за время, прошедшее с отъезда Товаркова, он поддался влиянию группировки, ратовавшей за реши¬тельный отпор хану119. Возможно также, что поступили сведения о неготовности татарского войска продолжать кампанию в условиях подступавших зимних холодов120.
В начале второй декады ноября Ахмат начал поспешное отступле¬ние. Отходя, хан разграбил верхнеокские владения Литвы, а отряд во главе с его сыном Муртозой пытался сделать то же с московскими волостями на правобережье Оки, но отряды братьев великого князя не позволили ему этого121.
Говоря об отношениях Ахмата с Иваном III, нельзя пройти мимо документа, который принято именовать "ярлыком" Ахмата Ивану. В этом послании хан требует покорности и уплаты дани, в противном случае грозя походом122. "Ярлык" сохранился в единственной рукописи первой половины XVII в., и ряд исследователей отвергает подлинность этого памятника. Подробно такую точку зрения обосновал Э. Кинан, отметивший несоответствия "ярлыка" формуляру джучидских гра-мот123. Однако А.П. Григорьев (специалист как раз в области монголь¬ской дипломатики) считает "ярлык" в основе подлинным, хотя и содер¬жащим поздние интерполяции124.
Предположение, что "ярлык" был сфальсифицирован в России в начале XVII в., кажется невозможным ввиду того, что никто в это время не мог располагать теми знаниями об ордынско-крымских отно¬шениях, которые фиксируются в этом документе: "Кто нам был недруг, что стал на моемъ царстве копытом, и азъ на его царстве стал всеми четырми копыты; и того Богъ убил своим копиемъ, дети ж его
118 Там же.
1" В нее входили, помимо Вассиана, митрополит Геронтий, епископ саранский Про¬хор, игумен Троице-Сергиева монастыря Паисий (ПСРЛ. Т. 26. С. 265-266, 273; Т 24 С. 199-200; РФА. М., 1987. Вып. 2. С. 269-271, 275-277, 335-337). Из светского окруже¬ния великого князя ведущая роль в отражении Орды принадлежала его старшему сыну Ивану Ивановичу Молодому и воеводе князю Даниилу Холмскому (ПСРЛ. Т. 20 1 -я половина. С. 345; Т. 6. С. 230-231).
120 Согласно Львовской и Софийской II летописям, татары были "наги и босы, ободралися" (ПСРЛ. Т. 20, 1-я половина. С. 346; Т. 6. С. 231).
121 Там же. Т. 26. С. 274.
122 См. текст "ярлыка" в Приложении II, № 2.
123 Keenan E. The Yarlyk of Axmed-xan to Ivan III // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. 1969. Vol. 12. С тезисом о неаутентичности "ярлыка" согласились Ч.Дж. Гальперин и Я.С. Лурье- Halpenn ChJ The Tatar Yoke. P. 165-166; Лурье Я С Две истории Руси 15 века.
В начале второй декады ноября Ахмат начал поспешное отступле¬ние. Отходя, хан разграбил верхнеокские владения Литвы, а отряд во главе с его сыном Муртозой пытался сделать то же с московскими волостями на правобережье Оки, но отряды братьев великого князя не позволили ему этого121.
Говоря об отношениях Ахмата с Иваном III, нельзя пройти мимо документа, который принято именовать "ярлыком" Ахмата Ивану. В этом послании хан требует покорности и уплаты дани, в противном случае грозя походом122. "Ярлык" сохранился в единственной рукописи первой половины XVII в., и ряд исследователей отвергает подлинность этого памятника. Подробно такую точку зрения обосновал Э. Кинан, отметивший несоответствия "ярлыка" формуляру джучидских гра-мот123. Однако А.П. Григорьев (специалист как раз в области монголь¬ской дипломатики) считает "ярлык" в основе подлинным, хотя и содер¬жащим поздние интерполяции124.
Предположение, что "ярлык" был сфальсифицирован в России в начале XVII в., кажется невозможным ввиду того, что никто в это время не мог располагать теми знаниями об ордынско-крымских отно¬шениях, которые фиксируются в этом документе: "Кто нам был недруг, что стал на моемъ царстве копытом, и азъ на его царстве стал всеми четырми копыты; и того Богъ убил своим копиемъ, дети ж его
118 Там же.
1" В нее входили, помимо Вассиана, митрополит Геронтий, епископ саранский Про¬хор, игумен Троице-Сергиева монастыря Паисий (ПСРЛ. Т. 26. С. 265-266, 273; Т 24 С. 199-200; РФА. М., 1987. Вып. 2. С. 269-271, 275-277, 335-337). Из светского окруже¬ния великого князя ведущая роль в отражении Орды принадлежала его старшему сыну Ивану Ивановичу Молодому и воеводе князю Даниилу Холмскому (ПСРЛ. Т. 20 1 -я половина. С. 345; Т. 6. С. 230-231).
120 Согласно Львовской и Софийской II летописям, татары были "наги и босы, ободралися" (ПСРЛ. Т. 20, 1-я половина. С. 346; Т. 6. С. 231).
121 Там же. Т. 26. С. 274.
122 См. текст "ярлыка" в Приложении II, № 2.
123 Keenan E. The Yarlyk of Axmed-xan to Ivan III // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. 1969. Vol. 12. С тезисом о неаутентичности "ярлыка" согласились Ч.Дж. Гальперин и Я.С. Лурье- Halpenn ChJ The Tatar Yoke. P. 165-166; Лурье Я С Две истории Руси 15 века.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.