НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

Тем не менее великий князь не пошел и на это. По-видимому, за время, прошедшее с отъезда Товаркова, он поддался влиянию группировки, ратовавшей за реши¬тельный отпор хану119. Возможно также, что поступили сведения о неготовности татарского войска продолжать кампанию в условиях подступавших зимних холодов120.
В начале второй декады ноября Ахмат начал поспешное отступле¬ние. Отходя, хан разграбил верхнеокские владения Литвы, а отряд во главе с его сыном Муртозой пытался сделать то же с московскими волостями на правобережье Оки, но отряды братьев великого князя не позволили ему этого121.
Говоря об отношениях Ахмата с Иваном III, нельзя пройти мимо документа, который принято именовать "ярлыком" Ахмата Ивану. В этом послании хан требует покорности и уплаты дани, в противном случае грозя походом122. "Ярлык" сохранился в единственной рукописи первой половины XVII в., и ряд исследователей отвергает подлинность этого памятника. Подробно такую точку зрения обосновал Э. Кинан, отметивший несоответствия "ярлыка" формуляру джучидских гра-мот123. Однако А.П. Григорьев (специалист как раз в области монголь¬ской дипломатики) считает "ярлык" в основе подлинным, хотя и содер¬жащим поздние интерполяции124.
Предположение, что "ярлык" был сфальсифицирован в России в начале XVII в., кажется невозможным ввиду того, что никто в это время не мог располагать теми знаниями об ордынско-крымских отно¬шениях, которые фиксируются в этом документе: "Кто нам был недруг, что стал на моемъ царстве копытом, и азъ на его царстве стал всеми четырми копыты; и того Богъ убил своим копиемъ, дети ж его
118 Там же.
1" В нее входили, помимо Вассиана, митрополит Геронтий, епископ саранский Про¬хор, игумен Троице-Сергиева монастыря Паисий (ПСРЛ. Т. 26. С. 265-266, 273; Т 24 С. 199-200; РФА. М., 1987. Вып. 2. С. 269-271, 275-277, 335-337). Из светского окруже¬ния великого князя ведущая роль в отражении Орды принадлежала его старшему сыну Ивану Ивановичу Молодому и воеводе князю Даниилу Холмскому (ПСРЛ. Т. 20 1 -я половина. С. 345; Т. 6. С. 230-231).
120 Согласно Львовской и Софийской II летописям, татары были "наги и босы, ободралися" (ПСРЛ. Т. 20, 1-я половина. С. 346; Т. 6. С. 231).
121 Там же. Т. 26. С. 274.
122 См. текст "ярлыка" в Приложении II, № 2.
123 Keenan E. The Yarlyk of Axmed-xan to Ivan III // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. 1969. Vol. 12. С тезисом о неаутентичности "ярлыка" согласились Ч.Дж. Гальперин и Я.С. Лурье- Halpenn ChJ The Tatar Yoke. P. 165-166; Лурье Я С Две истории Руси 15 века.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Только сегодня. сайт первого канала.
Сайт управляется системой uCoz