НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

Во-первых, в русском летописании появляются уничижительные эпитеты по отношению к ордынским ханам (чего прежде не допускалось). Мах¬муд в сообщениях о его походе на Переяславль-Рязанский 1460 г. и о несостоявшемся походе на Русь 1465 г. именуется "безбожным"82; это определение было внесено в текст не позже начала 70-х гг. (которым, по-видимому, датируется общий источник содержащих его летопи¬сей83). Ахмат в рассказе о его походе на Русь 1472 г., читающемся в
79 Следует отметить, что в Рязанском великом княжестве еще в 1496 г. в договоре местных князей "Орда" называется в единственном числе (ДДГ. № 84. С. 333,338).
80 loannis Dlugossii senioris canonici Cracoviensis opera. Cracoviae, 1878. T. 14. P. 697.
81 См.: Хорошкевич АЛ. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. М., 1980. С. 79-80.
82 ПСРЛ. Т. 24. С. 186; Т. 25. С. 277; Т. 26. С. 219; Т. 27. С. 122; Т. 28. С. 115,284.
83 См.: Лурье Я С. Генеалогическая схема летописей XI-XVI вв., включенных в "Словарь книжников и книжности Древней Руси" // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 196, 200-201.
167

летописях, восходящих к великокняжескому своду 1477 г.84, именуется "злочестивым"85. Во-вторых, в летописании 70-х гг. начинают активно прилагаться уничижительные эпитеты ("безбожный", "окаянный") к основателю Золотой Орды - Батыю: они выступают в виде вставок в древние тексты о взятии Киева в 1240 г. и о убиении в Орде князя Михаила Черниговского в 1246 г.86. Тогда же получила известность составленная Пахомием Сербом так называемая "Повесть о убиении Батыя", в которой утверждалось, что Батый потерпел поражение в Венгрии от православного короля Владислава и был им убит; в этом произведении наблюдается особенно высокая концентрация негатив¬ных характеристик Батыя ("злочестивый", "злоименитый", "мучитель", "злейший", "губительный", "окаянный", "законопреступный", "лукав-нейший", "безбожный")87. В 1472 г. было создано Житие Ионы, ар¬хиепископа Новгородского88. В нем упоминаются пророчества Ионы, якобы сулившего в начале 60-х гг. великому князю Василию П, а после его смерти — Ивану III, что именно в княжение Ивана Васильевича произойдет освобождение Руси от власти ордынских царей: «"Наипаче же свободу сынови твоему от ординьских царей приати от Бога испрошу"... О сем пророчестве святителя старца услади князь и воз-веселися ЗЕЛО о обещании свободы сынови своему отъ ординьских царей, ведыи непогрешателное словесъ его... Святителя же тезо¬именная молитися светцаста о прошении князя, еже приати свободу отъ мучительства ординьских царей и татаръ...»89.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Мягкие матовые носки incanto holiday 40 из полиамида с добавлением лайкры.
Сайт управляется системой uCoz