НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

Иван III посылал "под Орду" Нурдовлата, а в 1490 и 1491 гг. -его сына Сатылгана; в 1501 г. на Орду ходил Василий Ноздреватый; наконец, в 1502 г. с Ордой покончил брат Нурдовлата Meнгли-Гирей. Далее в "Казанской истории" говорится об отступлении и гибели Ахмата и подводится итог: "И тако скончашася цари ординстии, и таковым Божиим промыслом погибе царство и власть великия Орды Златыя. И тогда великая наша Руская земля освободися от ярма и покорения бусурманского".
Очевидно, что в Послании Сильвестра и "Казанской истории" события московско-ордынских отношений при Иване III (от вступле-ния Ахмата на ордынский престол во второй половине 60-х годов XV в. до гибели Орды в 1502 г.) не расчленены во времени и освобождение от ига связывается с их совокупностью. При этом два ордынских похода - скоротечный 1472 г. и более длительный 1480 г. — одинаковые по своему результату (бесславное отступление врага), в памяти потом¬ков слились в один, а гибель Орды стала отождествляться с гибелью Ахмата. Следовательно, и для середины - второй половины XVI в. нет оснований говорить о возникновении представления, что освобождение от ига связано именно и только с событиями 1480г.181; этот вывод принадлежит уже исторической науке нового времени182.
179 Предположение, что в летописях не сказано о походе Нурдовлата и Василия Ноздреватого из-за того, что они подверглись редактированию врагами Ивана III, стре¬мившимися принизить его роль в событиях 1480 г. (Шенников АЛ. Червленый Яр: иссле¬дование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С. 45-49), фантастично: каким это образом враги великого князя могли вымарать данное известие при его жизни, скажем, в великокняжеских сводах 90-х гг. (отразившихся в Московском своде по Уваровскому списку, Сокращенных сводах, Вологодско-Пермской, Симеонов-ской, Прилуцкой, Типографской летописях)? Кстати, митрополит Геронтий, которого "подозревает" А.А. Шенников, умер в 1489 г.
В рассказе Архангелогородского летописца об этом событии можно усмотреть параллель с "Казанской историей": согласно последней, Нурдовлат по совету своего улана Обляза не "разорил" Орду "до конца" (Казанская история. С. 56); по А'рхангело-городскому летописцу, Ивак повел "ордобазар" к себе в Тюмень, "не грабя" (ПСРЛ. Т. 37. С. 95).
181 Почти вековое "запаздывание" осмысления событий 70-х годов XV в. как осво¬бождения от многолетней зависимости было вызвано, конечно, не непониманием того, что данный факт имел место, а нежеланием московских правящих кругов вспоминать о вассальных отношениях великого князя к хану в условиях, когда Московское государство стремилось занять достойное место на международной арене.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz