Иван III посылал "под Орду" Нурдовлата, а в 1490 и 1491 гг. -его сына Сатылгана; в 1501 г. на Орду ходил Василий Ноздреватый; наконец, в 1502 г. с Ордой покончил брат Нурдовлата Meнгли-Гирей. Далее в "Казанской истории" говорится об отступлении и гибели Ахмата и подводится итог: "И тако скончашася цари ординстии, и таковым Божиим промыслом погибе царство и власть великия Орды Златыя. И тогда великая наша Руская земля освободися от ярма и покорения бусурманского".
Очевидно, что в Послании Сильвестра и "Казанской истории" события московско-ордынских отношений при Иване III (от вступле-ния Ахмата на ордынский престол во второй половине 60-х годов XV в. до гибели Орды в 1502 г.) не расчленены во времени и освобождение от ига связывается с их совокупностью. При этом два ордынских похода - скоротечный 1472 г. и более длительный 1480 г. — одинаковые по своему результату (бесславное отступление врага), в памяти потом¬ков слились в один, а гибель Орды стала отождествляться с гибелью Ахмата. Следовательно, и для середины - второй половины XVI в. нет оснований говорить о возникновении представления, что освобождение от ига связано именно и только с событиями 1480г.181; этот вывод принадлежит уже исторической науке нового времени182.
179 Предположение, что в летописях не сказано о походе Нурдовлата и Василия Ноздреватого из-за того, что они подверглись редактированию врагами Ивана III, стре¬мившимися принизить его роль в событиях 1480 г. (Шенников АЛ. Червленый Яр: иссле¬дование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С. 45-49), фантастично: каким это образом враги великого князя могли вымарать данное известие при его жизни, скажем, в великокняжеских сводах 90-х гг. (отразившихся в Московском своде по Уваровскому списку, Сокращенных сводах, Вологодско-Пермской, Симеонов-ской, Прилуцкой, Типографской летописях)? Кстати, митрополит Геронтий, которого "подозревает" А.А. Шенников, умер в 1489 г.
В рассказе Архангелогородского летописца об этом событии можно усмотреть параллель с "Казанской историей": согласно последней, Нурдовлат по совету своего улана Обляза не "разорил" Орду "до конца" (Казанская история. С. 56); по А'рхангело-городскому летописцу, Ивак повел "ордобазар" к себе в Тюмень, "не грабя" (ПСРЛ. Т. 37. С. 95).
181 Почти вековое "запаздывание" осмысления событий 70-х годов XV в. как осво¬бождения от многолетней зависимости было вызвано, конечно, не непониманием того, что данный факт имел место, а нежеланием московских правящих кругов вспоминать о вассальных отношениях великого князя к хану в условиях, когда Московское государство стремилось занять достойное место на международной арене.
Очевидно, что в Послании Сильвестра и "Казанской истории" события московско-ордынских отношений при Иване III (от вступле-ния Ахмата на ордынский престол во второй половине 60-х годов XV в. до гибели Орды в 1502 г.) не расчленены во времени и освобождение от ига связывается с их совокупностью. При этом два ордынских похода - скоротечный 1472 г. и более длительный 1480 г. — одинаковые по своему результату (бесславное отступление врага), в памяти потом¬ков слились в один, а гибель Орды стала отождествляться с гибелью Ахмата. Следовательно, и для середины - второй половины XVI в. нет оснований говорить о возникновении представления, что освобождение от ига связано именно и только с событиями 1480г.181; этот вывод принадлежит уже исторической науке нового времени182.
179 Предположение, что в летописях не сказано о походе Нурдовлата и Василия Ноздреватого из-за того, что они подверглись редактированию врагами Ивана III, стре¬мившимися принизить его роль в событиях 1480 г. (Шенников АЛ. Червленый Яр: иссле¬дование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С. 45-49), фантастично: каким это образом враги великого князя могли вымарать данное известие при его жизни, скажем, в великокняжеских сводах 90-х гг. (отразившихся в Московском своде по Уваровскому списку, Сокращенных сводах, Вологодско-Пермской, Симеонов-ской, Прилуцкой, Типографской летописях)? Кстати, митрополит Геронтий, которого "подозревает" А.А. Шенников, умер в 1489 г.
В рассказе Архангелогородского летописца об этом событии можно усмотреть параллель с "Казанской историей": согласно последней, Нурдовлат по совету своего улана Обляза не "разорил" Орду "до конца" (Казанская история. С. 56); по А'рхангело-городскому летописцу, Ивак повел "ордобазар" к себе в Тюмень, "не грабя" (ПСРЛ. Т. 37. С. 95).
181 Почти вековое "запаздывание" осмысления событий 70-х годов XV в. как осво¬бождения от многолетней зависимости было вызвано, конечно, не непониманием того, что данный факт имел место, а нежеланием московских правящих кругов вспоминать о вассальных отношениях великого князя к хану в условиях, когда Московское государство стремилось занять достойное место на международной арене.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.