НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

Отец Ивана, Василий II, получил ярлык от Улуг-Мухаммеда еще при жизни своего отца. После того, как он окончательно вернул себе великокняжеский стол, Василий Васильевич проявил большую заботу о закреплении права на наследо¬вание за своим старшим сыном: начиная с докончания Василия с Ива¬ном Васильевичем Суздальским, датируемого от 15 декабря 1448 г. до 22 июля 1449 г.5, Иван именуется, как и отец, "великим князем", т.е. считается соправителем6. Трудно предполагать, что Василий при этом проигнорировал возможность подстраховаться, получив (по при¬меру своего отца) для сына ярлык из Орды.
Начало именования Ивана Васильевича "великим князем" совпа-дает по времени с разрывом даннических отношений с Ордой Сеид-Ахмета (см. гл. 8). Можно предположить, что именно в 1448 г. были
1 ПСРЛ. М.; Л., 1962. Т. 27. С. 123.
2 ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 23. С. 157.
3 История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1996. С. 316-317.
4 Там же. С. 317; см. также: Назаров В Д. Ярлык Хаджи-Герая Казимиру IV и рус¬ско-литовские отношения // Внешняя политика Древней Руси. М., 1988.
5 ДДГ. М.; Л., 1950. Л» 52. С. 155,157,159-160.
6 По мнению С.А. Мельникова, наиболее вероятное время объявления Ивана со¬правителем - лето или осень 1448 г. (Александров Д.Я., Мельников С.А., Алексеев С.А. Очерки по истории княжеской власти и соправительства на Руси в IX-XV вв. М., 1995. С. 87-90).
153

приняты принципиальные решения: дань, которую собирались отпра¬вить Сеид-Ахмету (и в которую отказался внести свою долю Дмитрий Шемяка) была присовокуплена к дани, посылаемой в Орду Кичи-Мухаммеда, став платой за ярлык на имя Ивана Васильевича.
Сразу же после вокняжения Ивана происходит примечательное изменение в формулировке пункта об отношениях с Ордой в договор¬ных грамотах князей московского дома. Со времени завещания Дмит¬рия Донского (1389) в нем применялись слова "А переменить Богь Орду" - в этом случае предполагалось, что не будет выплачиваться выход. Эта формулировка сохранялась (как в духовных, так и в договорных грамотах) и при Василии Дмитриевиче, и при Василии Васильевиче7. Лишь однажды - в договоре Василия Васильевича с Михаилом Андреевичем, князем верейским и белозерским, датируемом не позднее 1445 г., применяется иная формула: "А коли яз, князь велики, в Орду не дам, и мнe у тебя не взята"8. Но в позднейших докон-чаниях Василия Васильевича и в его духовной продолжала применяться формула "А переменить Богь Орду"9. С началом же княжения Ивана Васильевича (и в течение всего его правления) применяется именно та, не привившаяся при Василии II, оговорка10: "А коли яз, князь велики, выхода в Орду не дам, и мн-6 у тебе (удельного князя.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz