"По преставлении же великого князя Василиа сынъ его Иванъ княжениа хоругви приемъ, абие посылаеть ко блаженному Ион* архиепископу в Великий Новъград, моля его молитвовати за нь ко всесилному Богови, яко же преже обещася, въ еже утвердити княжение его и възвысити десницу его надъ врагы и во всемъ поспешитися. Еще же и освобожения и мучительства отъ ординских царей и татаръ. Архиепископъ же Иона... запов-Бда не истязати ему дани и по изведении Орды на братии его. И яко Господь не презрит скорбящих слез и молитвъ многих, и име же
84 См.: Лурье Я.С. Две истории Руси 15 века. С. 188.
85 ПСРЛ. Т. 25. С. 297; Т. 28. С. 133.
86ПСРЛ. Т. 23. С. 77; Т. 24. С. 94, 96-97; Т. 25. С. 131, 136; Т. 28. С. 54. В более ранних источниках уничижительное определение по отношению к Батыю встречается лишь однажды: ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 219 (Софийская I летопись).
87 ПСРЛ. Т. 25, С. 139-141; Т. 23. С. 82-83; Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. СПб., 1869. Сентябрь. Дни 14-24. Стб. 1305-1309. Подробно об этой "Повести" см.: Горский АЛ. "Повесть о убиении Батыя" и русская литература 70-х гг. XV в. // Средневековая Русь [Вып.] 3 (в печати).
88 О датировке Жития Ионы см.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 184-188. Утверждение, что пророчества отно¬сительно освобождения от ордынских царей свидетельствуют о составлении Жития после 1480г. (Лурье Я С. Житийные памятники как источники по истории присоединения Новгорода // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 193) не кажется основательным: в этом случае автор, скорее всего, подчеркнул бы, что пророчества Ионы сбылись; не сделать это -значит упустить возможность возвеличить дар предвидения своего героя.
89 Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. С. 366.
168
весть судбами, проженет Орду, точию самъ да честиво поживет и тихима очима власть свою правити"90. В Житии, таким образом, впервые прямо говорится не только о возможности освобождения от ордынской власти, но и о желании великих князей (Василия II и Ивана III) освободиться и выражается убеждение, что это произойдет непременно в княжение Ивана III: Орда будет "проженена" (т.е. прогнана) или "изведена".
В отличие от других названных выше произведений начала - се-редины 70-х гг., датируемых приблизительно, Житие Ионы имеет точ¬ный датирующий признак: "И второму лету уже исходящу по успении его"91. Поскольку Иона умер в начале ноября 6979 сентябрьского, т.е. 1470 г.92, эти слова указывают на конец 6980 сентябрьского года, т.е.
84 См.: Лурье Я.С. Две истории Руси 15 века. С. 188.
85 ПСРЛ. Т. 25. С. 297; Т. 28. С. 133.
86ПСРЛ. Т. 23. С. 77; Т. 24. С. 94, 96-97; Т. 25. С. 131, 136; Т. 28. С. 54. В более ранних источниках уничижительное определение по отношению к Батыю встречается лишь однажды: ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 219 (Софийская I летопись).
87 ПСРЛ. Т. 25, С. 139-141; Т. 23. С. 82-83; Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. СПб., 1869. Сентябрь. Дни 14-24. Стб. 1305-1309. Подробно об этой "Повести" см.: Горский АЛ. "Повесть о убиении Батыя" и русская литература 70-х гг. XV в. // Средневековая Русь [Вып.] 3 (в печати).
88 О датировке Жития Ионы см.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 184-188. Утверждение, что пророчества отно¬сительно освобождения от ордынских царей свидетельствуют о составлении Жития после 1480г. (Лурье Я С. Житийные памятники как источники по истории присоединения Новгорода // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 193) не кажется основательным: в этом случае автор, скорее всего, подчеркнул бы, что пророчества Ионы сбылись; не сделать это -значит упустить возможность возвеличить дар предвидения своего героя.
89 Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. С. 366.
168
весть судбами, проженет Орду, точию самъ да честиво поживет и тихима очима власть свою правити"90. В Житии, таким образом, впервые прямо говорится не только о возможности освобождения от ордынской власти, но и о желании великих князей (Василия II и Ивана III) освободиться и выражается убеждение, что это произойдет непременно в княжение Ивана III: Орда будет "проженена" (т.е. прогнана) или "изведена".
В отличие от других названных выше произведений начала - се-редины 70-х гг., датируемых приблизительно, Житие Ионы имеет точ¬ный датирующий признак: "И второму лету уже исходящу по успении его"91. Поскольку Иона умер в начале ноября 6979 сентябрьского, т.е. 1470 г.92, эти слова указывают на конец 6980 сентябрьского года, т.е.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.