НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

1. Сгб. 157; Т. 18. С. 139; Т. 25. С. 218; Т. 23. С. 132.
116

талкивается на неразрешимые хронологические противоречия, то при допущении, что речь идет о Василии Кирдяпе, все становится на свои места. Василий отправился в Орду одновременно со своим дядей, Борисом Константиновичем, чтобы попытаться воспрепятствовать его перетензиям. Увидев благосклонное отношение Тохтамыша к Борису, он предпочел уехать и вернуться на Русь210.
Пока Борис Нижегородский находился в Орде, а Тохтамыш ходил против Тимура, скончался великий князь Дмитрий Иванович; это про-изошло 19 мая 1389 г.211. В завещании Дмитрия (написанном незадолго до смерти) в связи с темой московско-ордынских отношений привлека¬ют внимание два пункта. Во-первых, Дмитрий, в отличие от отца и де¬да, передает своему старшему сыну Василию власть не только над Московским княжеством, но и над великим княжеством Владимирским: "А се благословляю сына своего, князя Василья, своею отчиною, вели кимъ княженьем"212. По мнению В.Д. Назарова, такой пункт не мог быть внесен без ведома Орды213. Если речь идет об утверждении в Ор¬де духовной грамоты, это явно невозможно: нет оснований говорить о подобном акте даже в отношении духовных Ивана Калиты214. Если подразумевается ярлык, выданный Василию на великое княжение зара нее, при жизни Дмитрия (что не без оснований можно предполагать для Василия II и Ивана Ш), это также сомнительно: Василию пришлось бежать из Орды, после его возвращения в Москву нет данных об об¬мене посольствами с Тохтамышем, а вступление Василия на владимир¬ский стол сопровождалось приездом посла (причем высокопоставлен¬ного - шурина Тохтамыша)215; последний, очевидно, и привез ярлык. Что можно предполагать - это то, что будущая передача великого кня¬жения Дмитрием по наследству была оговорена соглашением, заклю¬ченным посольством Василия Дмитриевича в Орде в 1383 г. Передача великого княжения по завещанию в качестве отчины как бы завер¬шила процесс слияния Московского и Владимирского княжеств, вехами которого были признание этого факта Литвой (1372) и Тверью (1375 и, после нарушения соглашения Михаилом Тверским, 1384).
Во-вторых, в духовную вошел следующий пункт: "А переменитъ Богъ Орду, дети мои не имуть давать выхода в Орду, и который сынъ мои возмет дань на своем уделе, то тому и есть"216. Незадолго до этого в докончании Дмитрия с Владимиром Андреевичем (25 марта 1389 г.)
210 Для этого из крупных рек Василию Кирдяпе действительно надо было форсировать только Яик, так как далее до Нижнего и Городца можно было добраться по Волге; а вот московскому князю пришлось бы переправляться и через последнюю, по¬этому в отношении него указания об отъезде "за Яик" было бы явно недостаточно.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz