Сиверська земля у склада Вели¬кого княз!вства Литовського. Кит, 1998. С. 140-14), так как оно вносит в текст противоречие - Алексей оказывается из рода "литовских бояр от области Московской". Составитель Симеоновской летописи (конец XV в.) имел в числе своих источников Московский свод конца XV в. (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Ч. 2. С. 56-57), где говорилось о черниговском происхождении митрополита; очевидно, поэтому он и внес в текст добавление, но вместо эпитета "черниговский" употребил обобщенное наименование земель, вошедших в Великое княжество Литов¬ское (Чернигов пребывал в его составе с 60-х годов XIV до начала XVI в.).
108 Ср.: Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба. С. 246-250 и ПСРЛ.Т. 15, вып. 1.Стб. 121-124; Т. 18. С. 119-121; Т. 25. С. 194-196; Т. 23. С. 121;Т.ЗО. С. 123-125.
109 См.: Лурье Я.С. Генеалогическая схема летописей XI-XVI вв., включенных в "Словарь книжников и книжности Древней Руси" // Л., 1985. Т. 40. С. 201.
110 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 70-72,99; Т. 18. С. 85-86,93,98,101,109,122,138,143.
111 Рассматривая сюжет о происхождении Алексея, Карамзин использовал другой источник - Степенную книгу, поэтому чтение данного фрагмента рассказа "О Алексеи митрополите", бывшее в Троицкой, не сохранилось.
32
XIV столетия (когда прекращается использование в Троицкой ее общего с Лаврентьевской летописью источника) практически не встре¬чается (исключение - упоминание "протопопа московского" среди членов посольства в Константинополь претендента на митрополию Митяя112). При этом есть случаи, когда в Симеоновской летописи это определение стоит там, где в Троицкой его точно не было: под 6811 г. в Троицкой — "благослови въ свое место князя Данила", в Симеонов¬ской - "благослови въ свое место князя Данила Московского"; под 6812 г. в Троицкой - "князь Юрии Даниловичь съ братьею своею"; в Симеоновской - "князь Юрьи Даниловичь Московскыи съ братьею своею", под 6813 г. в Троицкой - "князя Юрья Суждале переимали да не изнимали", в Симеоновской - "князя Юрья Московскаго въ СуждалЪ переимали да не изнимали", под 6878 г. в Троицкой - "князь великий пославъ на Тферъ", в Симеоновской - "князь великий Дмит реи Ивановичь Московский пославъ на Тферъ"113. Очевидно, эпитет "Московский" не был характерен для общерусского свода начала XV в. (составленного в московских кругах) и появился только в его тверской редакции. Изменение под пером ее составителя текста о происхож¬дении митрополита вполне понятно: тверичей не интересовали черни¬говские корни Алексея, для них было важно, что митрополит родился в семье московских бояр114.
108 Ср.: Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба. С. 246-250 и ПСРЛ.Т. 15, вып. 1.Стб. 121-124; Т. 18. С. 119-121; Т. 25. С. 194-196; Т. 23. С. 121;Т.ЗО. С. 123-125.
109 См.: Лурье Я.С. Генеалогическая схема летописей XI-XVI вв., включенных в "Словарь книжников и книжности Древней Руси" // Л., 1985. Т. 40. С. 201.
110 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 70-72,99; Т. 18. С. 85-86,93,98,101,109,122,138,143.
111 Рассматривая сюжет о происхождении Алексея, Карамзин использовал другой источник - Степенную книгу, поэтому чтение данного фрагмента рассказа "О Алексеи митрополите", бывшее в Троицкой, не сохранилось.
32
XIV столетия (когда прекращается использование в Троицкой ее общего с Лаврентьевской летописью источника) практически не встре¬чается (исключение - упоминание "протопопа московского" среди членов посольства в Константинополь претендента на митрополию Митяя112). При этом есть случаи, когда в Симеоновской летописи это определение стоит там, где в Троицкой его точно не было: под 6811 г. в Троицкой — "благослови въ свое место князя Данила", в Симеонов¬ской - "благослови въ свое место князя Данила Московского"; под 6812 г. в Троицкой - "князь Юрии Даниловичь съ братьею своею"; в Симеоновской - "князь Юрьи Даниловичь Московскыи съ братьею своею", под 6813 г. в Троицкой - "князя Юрья Суждале переимали да не изнимали", в Симеоновской - "князя Юрья Московскаго въ СуждалЪ переимали да не изнимали", под 6878 г. в Троицкой - "князь великий пославъ на Тферъ", в Симеоновской - "князь великий Дмит реи Ивановичь Московский пославъ на Тферъ"113. Очевидно, эпитет "Московский" не был характерен для общерусского свода начала XV в. (составленного в московских кругах) и появился только в его тверской редакции. Изменение под пером ее составителя текста о происхож¬дении митрополита вполне понятно: тверичей не интересовали черни¬говские корни Алексея, для них было важно, что митрополит родился в семье московских бояр114.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.