НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

Сиверська земля у склада Вели¬кого княз!вства Литовського. Кит, 1998. С. 140-14), так как оно вносит в текст противоречие - Алексей оказывается из рода "литовских бояр от области Московской". Составитель Симеоновской летописи (конец XV в.) имел в числе своих источников Московский свод конца XV в. (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Ч. 2. С. 56-57), где говорилось о черниговском происхождении митрополита; очевидно, поэтому он и внес в текст добавление, но вместо эпитета "черниговский" употребил обобщенное наименование земель, вошедших в Великое княжество Литов¬ское (Чернигов пребывал в его составе с 60-х годов XIV до начала XVI в.).
108 Ср.: Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба. С. 246-250 и ПСРЛ.Т. 15, вып. 1.Стб. 121-124; Т. 18. С. 119-121; Т. 25. С. 194-196; Т. 23. С. 121;Т.ЗО. С. 123-125.
109 См.: Лурье Я.С. Генеалогическая схема летописей XI-XVI вв., включенных в "Словарь книжников и книжности Древней Руси" // Л., 1985. Т. 40. С. 201.
110 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 70-72,99; Т. 18. С. 85-86,93,98,101,109,122,138,143.
111 Рассматривая сюжет о происхождении Алексея, Карамзин использовал другой источник - Степенную книгу, поэтому чтение данного фрагмента рассказа "О Алексеи митрополите", бывшее в Троицкой, не сохранилось.
32

XIV столетия (когда прекращается использование в Троицкой ее общего с Лаврентьевской летописью источника) практически не встре¬чается (исключение - упоминание "протопопа московского" среди членов посольства в Константинополь претендента на митрополию Митяя112). При этом есть случаи, когда в Симеоновской летописи это определение стоит там, где в Троицкой его точно не было: под 6811 г. в Троицкой — "благослови въ свое место князя Данила", в Симеонов¬ской - "благослови въ свое место князя Данила Московского"; под 6812 г. в Троицкой - "князь Юрии Даниловичь съ братьею своею"; в Симеоновской - "князь Юрьи Даниловичь Московскыи съ братьею своею", под 6813 г. в Троицкой - "князя Юрья Суждале переимали да не изнимали", в Симеоновской - "князя Юрья Московскаго въ СуждалЪ переимали да не изнимали", под 6878 г. в Троицкой - "князь великий пославъ на Тферъ", в Симеоновской - "князь великий Дмит реи Ивановичь Московский пославъ на Тферъ"113. Очевидно, эпитет "Московский" не был характерен для общерусского свода начала XV в. (составленного в московских кругах) и появился только в его тверской редакции. Изменение под пером ее составителя текста о происхож¬дении митрополита вполне понятно: тверичей не интересовали черни¬говские корни Алексея, для них было важно, что митрополит родился в семье московских бояр114.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
большой выбор магазин одежды онлайн дешево сертифицированный товар
Сайт управляется системой uCoz