НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

С. 107-108). Это не исключено, но отнюдь не кажется невозможным, чтобы Мамай мог послать одновременно войска на московского князя и его главного союзника.
88 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 135; Т. 18. С. 127.
89 Кем был хан "Тюляк", от чьего имени выдан ярлык, - вопрос дискуссионный. А.П. Григорьев отождествляет его с Мухаммед-Бюлеком (Григорьев А.П. Указ. соч. С. 41-43,46-47). По мнению же В.А. Кучкина, Тюляк был поставлен Мамаем в ханы во второй половине марта 1377 г., после того как Мухаммед-Бюлек капитулировал перед русскими войсками в Булгаре (Кучкин ВЛ. Ханы Мамаевой Орды. С. 121-123).
90 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 129; Т. 18. С. 124; ПРП. М., 1955. Вып. 3. С. 467-468; РФА. М., 1987. Вып. 3. С. 585-587.
93

шениях с Ордой занимали церковные партии, вступившие в конфликт в связи с вопросом о новом митрополите. Г.М. Прохоров высказал мнение, что митрополит Киприан (он был поставлен в 1375 г., еще при жизни Алексея, умершего 12 февраля 1378 г., в митрополиты русских земель, входивших во владения Великого княжества Литовского, с тем, чтобы по смерти Алексея распространить свою юрисдикцию на всю Русь), не принятый Дмитрием Ивановичем, и поддерживавшие его епископ Дионисий Суздальский, троицкий игумен Сергий Радонежский и игумен Феодор Симоновский, были сторонниками решительных антиордынских действий, а ставленник Дмитрия недавний священник Митяй выступал за соглашение с Мамаем. В начале 1379 г. великий князь под влиянием Митяя пошел на компромисс с Ордой, согласился платить ей дань в размерах, существовавших до "замятии" (почему перед Куликовской битвой Мамай и требовал того выхода, что шел при Джанибеке), но осенью (в отсутствие Митяя), под влиянием Сергия и Феодора вернулся к антиордынской политике91. Это мнение было подвергнуто критике А.С. Хорошевым, который, наоборот, посчитал, что именно Киприан, Сергий, Дионисий и Феодор стояли за покорность Орде, а Митяй поддерживал освободительную борьбу Дмитрия92. Насколько убедительно аргументированы эти точки зрения?
Аргументы Г.М. Прохорова следующие: 1) Дионисий Суздальский участвовал в редактировании Лаврентьевской летописи, во время которого в рассказ о нашествии Батыя было вставлено прославление погибших князей как павших за православную веру; 2) в Дионисия послал стрелу в 1375 г. посол Сарайка; 3) Митяй, оказавшись у Мамая, получил от него ярлык, не отличавшийся от прежних ханских ярлыков митрополитам, следовательно, признал власть Орды над Русью, и, продолжает Г.М. Прохоров, это скорее всего было сделано с санкции Дмитрия, желавшего мира с Ордой ввиду обострения отношений с Литвой; 4) указание раннего летописного рассказа о Куликовской бит¬ве, что Дмитрий отправился в поход "за всю землю Русскую" свиде¬тельствует, что он принял программу Киприана—Сергия—Дионисия— Феодора, подразумевавшую единую русскую митрополию (включав¬шую русские земли, вошедшие в состав Великого княжества Литов¬ского), отказавшись от плана создания митрополии только для Север¬ной и Восточной Руси (что было бы реализовано, если бы митро¬политом стал Митяй - западнорусские земли остались бы тогда под юрисдикцией Киприана)93.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
У нас со скидками Наручники "крест" без подкладки P218b
Сайт управляется системой uCoz