Все эти аргументы представляются несостоятельными. Гипотеза о вставках в Лаврентьевскую летопись сомнительна, скорее всего до-шедший до нас текст рассказа о нашествии Батыя был уже в своде
91 Прохоров Г.М. Указ. соч. С. 23-39,70-74, 80-85, 101-107.
92 Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 112-119.
93 Прохоров ГМ Указ. соч. С. 71-74, 83-85, 106-108.
94
1304 г.94 Сарайка и его люди стреляли не только в Дионисия; к тому же для людей, пытающихся спасти или хотя бы дорого отдать свои жизни, естественно желание вывести из строя наиболее заметные фигуры противоположной стороны. Если Митяй и принял от Мамая ярлык, находясь в Орде (не исключено, что ярлык был выдан ранее поездки Митяя, в феврале 1379 г.95), то это было вызвано его желанием освобо¬диться от плена, никаких указаний на то, что он специально ехал к Ма¬маю с политической миссией, источники не содержат; после успеха на Воже у великого князя не было причин идти на уступки, отношения с Литвой не носили в начале 1379 г. угрожающего для Москвы характе¬ра. Летописное "вся земля Русская" не имеет никакого отношения к проблеме единства митрополии: еще со второй четверти XIV в. это по¬нятие стало (в литературе Северо-Восточной Руси и Новгорода) при¬лагаться не ко всем землям, входившим до Батыева нашествия в Киев¬скую Русь, а только к территориям, находившимся под властью вели¬кого князя владимирского, т.е. к Северо-Восточной Руси и Новгород¬ской земле96.
Оснований для того, чтобы предполагать в период между сра-жением на Воже и Куликовской битвой два резких поворота в поли-тике Дмитрия Ивановича - от противостояния Мамаю к признанию его власти и затем вновь к борьбе с Ордой — у нас нет. 30 августа 1379 г. в Москве был казнен Иван Васильевич Вельяминов97. По сообщению Никоновской летописи (источник которого неизвестен), Вельяминов был схвачен в том же году в Серпухове по пути из Орды98. Возможно, он был послан в Тверь с целью, как и в 1375 г., посеять рознь между русскими князьями99.
Но нет оснований и полагать, что Митяй был сторонником актив¬ной борьбы с Ордой, а его противники склонялись к необходимости ей покориться. А.С. Хорошев ссылается на "Сказание о Мамаевом побои¬ще", в котором митрополит Киприан советует Дмитрию умилостивить Мамая дарами100. Но, во-первых, митрополит, согласно тексту "Сказа-
94 См.: Лурье Я С Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С 28-32,55-56,97-99.
95 РФА. Т. 3. С. 580-582.
96 См.: Флоря Б Н Исторические судьбы Руси и этническое самосознание восточ¬ных славян в XII-XV веках (к вопросу о зарождении восточнославянских народностей) // Славяноведение.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.