НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН


Все эти аргументы представляются несостоятельными. Гипотеза о вставках в Лаврентьевскую летопись сомнительна, скорее всего до-шедший до нас текст рассказа о нашествии Батыя был уже в своде
91 Прохоров Г.М. Указ. соч. С. 23-39,70-74, 80-85, 101-107.
92 Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 112-119.
93 Прохоров ГМ Указ. соч. С. 71-74, 83-85, 106-108.
94

1304 г.94 Сарайка и его люди стреляли не только в Дионисия; к тому же для людей, пытающихся спасти или хотя бы дорого отдать свои жизни, естественно желание вывести из строя наиболее заметные фигуры противоположной стороны. Если Митяй и принял от Мамая ярлык, находясь в Орде (не исключено, что ярлык был выдан ранее поездки Митяя, в феврале 1379 г.95), то это было вызвано его желанием освобо¬диться от плена, никаких указаний на то, что он специально ехал к Ма¬маю с политической миссией, источники не содержат; после успеха на Воже у великого князя не было причин идти на уступки, отношения с Литвой не носили в начале 1379 г. угрожающего для Москвы характе¬ра. Летописное "вся земля Русская" не имеет никакого отношения к проблеме единства митрополии: еще со второй четверти XIV в. это по¬нятие стало (в литературе Северо-Восточной Руси и Новгорода) при¬лагаться не ко всем землям, входившим до Батыева нашествия в Киев¬скую Русь, а только к территориям, находившимся под властью вели¬кого князя владимирского, т.е. к Северо-Восточной Руси и Новгород¬ской земле96.
Оснований для того, чтобы предполагать в период между сра-жением на Воже и Куликовской битвой два резких поворота в поли-тике Дмитрия Ивановича - от противостояния Мамаю к признанию его власти и затем вновь к борьбе с Ордой — у нас нет. 30 августа 1379 г. в Москве был казнен Иван Васильевич Вельяминов97. По сообщению Никоновской летописи (источник которого неизвестен), Вельяминов был схвачен в том же году в Серпухове по пути из Орды98. Возможно, он был послан в Тверь с целью, как и в 1375 г., посеять рознь между русскими князьями99.
Но нет оснований и полагать, что Митяй был сторонником актив¬ной борьбы с Ордой, а его противники склонялись к необходимости ей покориться. А.С. Хорошев ссылается на "Сказание о Мамаевом побои¬ще", в котором митрополит Киприан советует Дмитрию умилостивить Мамая дарами100. Но, во-первых, митрополит, согласно тексту "Сказа-
94 См.: Лурье Я С Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С 28-32,55-56,97-99.
95 РФА. Т. 3. С. 580-582.
96 См.: Флоря Б Н Исторические судьбы Руси и этническое самосознание восточ¬ных славян в XII-XV веках (к вопросу о зарождении восточнославянских народностей) // Славяноведение.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz