Пг., 1921. Т.24.С. 184,186,192-193,194-200).
" Павлов А С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полеми¬ки против латинян. СПб., 1878. С. 207.
52 Класс Б М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 437-438. Редакция датируется "около 1442 г." (Там же. С. 168).
53 Попов А Н Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочине¬ний против латинян (Х1-ХУвв.). М., 1875. С. 360, 365, 376-377, 379-382, 384, 392-393, 395; ПСРЛ. Т. 25. С. 259-260.
54 РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 674.
150
Очевидно, в середине XV в. делаются первые шаги на пути станов¬ления идеи о переходе к московским великим князьям царского досто¬инства от византийских императоров. Разумеется, более сильным, чем согласие "греческого царя" на унию, стимулом здесь стало падение Константинополя в 1453 г., обозначавшее гибель христианского право¬славного "царства". Если после падения Константинополя в 1204 г. возникли Никейская и Трапезундская империи, продолжали существо¬вать такие независимые православные государства, как Болгария и Сербия, ряд крупных русских княжеств, то после 1453 г. единственным православным государством, представлявшим реальную силу, было Московское великое княжество. Оно имело, таким образом, все осно¬вания считать себя наследником места Византии в мире, т.е. "цар¬ством". Формированию представления о "царском" характере власти великого князя московского могло способствовать и установление тог¬да же автокефалии русской церкви55. При поставлении митрополита теперь все решала воля великого князя, санкция Константине польского патриархата не требовалась: а верховенство в церковных делах считалось прерогативой только одного светского правителя — императора, "царя".
Но царь не может подчиняться другому царю, он должен быть полностью суверенным правителем. Идея о царском достоинстве московского великого князя неизбежно должна была прийти в про-тиворечие с продолжавшимся признанием верховенства хана Орды.
Правление Василия Васильевича пришлось на период, когда ордынские "замятии", в отличие от прежних времен, стали закан-чиваться не временной консолидацией под властью того или иного сильного правителя, а складыванием на окраинных территориях Орды особых, практически независимых политических образовании (в период его княжения оформилось не только Казанское, но и Крымское ханство, а также Ногайская Орда на левобережье Нижней Волги56). "Центральная" часть, занимавшая пространство между Днепром и Вол гой, в русских источниках начинает именоваться "Большой Ордой"; ее правитель формально считался сюзереном остальных ханов57.
" Павлов А С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полеми¬ки против латинян. СПб., 1878. С. 207.
52 Класс Б М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 437-438. Редакция датируется "около 1442 г." (Там же. С. 168).
53 Попов А Н Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочине¬ний против латинян (Х1-ХУвв.). М., 1875. С. 360, 365, 376-377, 379-382, 384, 392-393, 395; ПСРЛ. Т. 25. С. 259-260.
54 РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 674.
150
Очевидно, в середине XV в. делаются первые шаги на пути станов¬ления идеи о переходе к московским великим князьям царского досто¬инства от византийских императоров. Разумеется, более сильным, чем согласие "греческого царя" на унию, стимулом здесь стало падение Константинополя в 1453 г., обозначавшее гибель христианского право¬славного "царства". Если после падения Константинополя в 1204 г. возникли Никейская и Трапезундская империи, продолжали существо¬вать такие независимые православные государства, как Болгария и Сербия, ряд крупных русских княжеств, то после 1453 г. единственным православным государством, представлявшим реальную силу, было Московское великое княжество. Оно имело, таким образом, все осно¬вания считать себя наследником места Византии в мире, т.е. "цар¬ством". Формированию представления о "царском" характере власти великого князя московского могло способствовать и установление тог¬да же автокефалии русской церкви55. При поставлении митрополита теперь все решала воля великого князя, санкция Константине польского патриархата не требовалась: а верховенство в церковных делах считалось прерогативой только одного светского правителя — императора, "царя".
Но царь не может подчиняться другому царю, он должен быть полностью суверенным правителем. Идея о царском достоинстве московского великого князя неизбежно должна была прийти в про-тиворечие с продолжавшимся признанием верховенства хана Орды.
Правление Василия Васильевича пришлось на период, когда ордынские "замятии", в отличие от прежних времен, стали закан-чиваться не временной консолидацией под властью того или иного сильного правителя, а складыванием на окраинных территориях Орды особых, практически независимых политических образовании (в период его княжения оформилось не только Казанское, но и Крымское ханство, а также Ногайская Орда на левобережье Нижней Волги56). "Центральная" часть, занимавшая пространство между Днепром и Вол гой, в русских источниках начинает именоваться "Большой Ордой"; ее правитель формально считался сюзереном остальных ханов57.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.