НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

Нет оснований и предпола¬гать, что они думали обосноваться в верховских землях, как это пытал¬ся сделать в 1437 г. потерявший власть в Орде Улуг-Мухаммед, так как Борак и Худайдат в момент походов к Одоеву занимали в степи доминирующее положение - изгнанником являлся Улуг-Мухаммед. Действия Худайдата были направлены в первую очередь против Лит¬вы: от Одоева он идет к литовским пределам и отступает от них вы¬нужденно, в ответ на поход хана снаряжается литовское войско. В по¬гоне за Бораком также участвовал служивший Витовту воевода Григо¬рий Протасьев. Скорее всего, действия обоих ханов были связаны с уходом в Литву Улуг-Мухаммеда: они пытались нанести удары по литовским землям, очевидно, в местности, через которую двигался во владения Витовта их противник.
Таким образом, с достаточной степенью уверенности можно по-лагать, что Улуг-Мухаммед находился в Литве не только в конце 1424 - начале 1425 гг., но и осенью 1422 г., во время одоевского похода Борака. В марте следующего, 1423 г. митрополит всея Руси Фотий при¬возил Витовту духовную грамоту Василия Дмитриевича, в которой великий князь литовский объявлялся в случае смерти Василия гарантом прав его сына (своего внука)107. А сразу следом за Фотием в Литву отправились великая княгиня Софья Витовтовна, привезшая восьмилетнего Василия Васильевича на свидание с дедом в Смо¬ленск108. Очень вероятно, что именно тогда все еще находившийся в Литве (поскольку Борак доминировал в степи по меньшей мере до лета 1423 г.) Улуг-Мухаммед и выдал на имя сына великого князя ярлык. Инициатива в этом, можно полагать, исходила от Витовта, желавшего таким образом еще более оградить владельческие права
105 ПСРЛ. Т. 27. С. 100.
106 Monumenta medii aevi... Т. 6. P. 688.
107 См.: ЧерепнинЛ.В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. Ч. 1. С. 91-92.
108 ПСРЛ. Т. 25. С. 245-246.
138

внука от возможных притязаний со стороны его дядьев с отцовской стороны109.
Последний период правления Василия Дмитриевича не был отме¬чен яркими политическими событиями в московско-ордынских отно¬шениях, но именно к нему могут быть отнесены примечательные яв¬ления в общественной мысли, связанные с новым осмыслением побед Дмитрия Донского.
Наиболее ранним памятником Куликовского цикла является, по-видимому, "Задонщина" - произведение поэтического склада, соз-данное в своем первоначальном виде еще до конфликта с Тохтамы-шем110. Автор "Задонщины" вкладывает в уста бегущих с поля бит¬вы татар слова "А на Русь нам уже ратью не хоживати, а выхода намъ у рускых князей не прашивати"111 - они были актуальны в 1380-1382 гг., отобразили тот общественный подъем, на гребне которого Дмитрий Иванович решился фактически не подчиняться и законному "царю" - Тохтамышу.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz