НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

М., 1977. Вып. 2. С. 55, 175). Василий Кочева был, по-видимому, отцом "болшего боярина" Дмитрия Юрия Васильевича Кочевина-Олешенско-го, возглавлявшего посольство, отправившееся в 1379 г. в Константинополь для поста-вления на митрополию ставленника великого князя Митяя (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 129; Т. 18. С. 124).
30

издревле живших во Владимиро-Суздальской земле100. Что касается Федора Бяконта и Нестера Рябца, то они выступают в источниках как выходцы из других земель.
Согласно родословным книгам XVI в., Федор Бяконт пришел на службу в Москву из Чернигова101. Наиболее ранний источник, упоми¬нающий этого боярина - первая редакция Жития его сына, митрополи¬та всея Руси Алексея, составленная вскоре после его смерти (1378), скорее всего между 1379-1382 гг.102. Этот памятник (так называемый рассказ "О Алексеи митрополите") сохранился в составе летописей, восходящих к общерусскому своду начала XV в. Фрагмент о происхож¬дении Алексея встречается в них в двух вариантах. Один представлен в Московском своде конца XV в., Владимирском летописце и Ермолин¬ской летописи: "Сей убо иже въ святых отець нашъ Алексеи митро-политъ бе родомъ от славных и нарочитых бояръ Черниговъскых. Преселшу же ся отцю его именемъ Феодору и с женою своею Мариею и съ всемъ домомъ своимъ въ славный и преименитыи град Москву, ту же и родиша сего освященнаго отрока"103. Другой вариант читается в Рогожском летописце и Симеоновской летописи: "Сии убо препо¬добный отець нашъ Алексии митрополить беаше родомъ боляринъ, славныхъ и нарочитыхъ бояръ (в Симеоновской добавлено — "ли-товскыхъ") отъ страны Русскыя, отъ области Московъскыя, благо-родну и благоверну родителю сыну отъ отца нарицаемого Феодора и матери именем Марии"104. Какой из этих вариантов первичен?
Рогожский летописец и Симеоновская летопись имели общий про¬тограф - тверскую редакцию общерусского свода начала XV в.; общий протограф был и у Московского свода и Ермолинской летописи, а Владимирский летописец испытал влияние этих летописей. Следова-тельно, возможны два объяснения расхождения: 1. Первично чтение Рогожского летописца и Симеоновской летописи, а чтение "Черни-говъскых" и указание на переселение родителей Алексея в Москву появились в протографе Московского свода и Ермолинской летописи под влиянием второй редакции Жития Алексея, составленной в 50-е годы XV в. Пахомием Сербом105 (о происхождении Алексея в этой ре¬дакции говорится так: "Случися судом божиим на град Черниговъ час-таа варварьская нахождениа, грех ради человечьскых бывающих, тем же и мнози мужи благочестивый по различнымъ странамъ нужди ради преселениа творяху, в них же бяше некто мужь благоверенъ Федоръ именемъ, съи убо въ дни благочестивого великаго князя Ивана
100 Воронцов-Вельяминов Б.А К истории ростово-суздальских и московских тыся-цких // История и генеалогия.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz