НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

15.Стб.473.
68 По применявшемуся на Руси в XV в. (наряду с мартовским) сентябрьскому стилю в декабре 1408, т.е. 6917 г., несомненно шел третий год царствования Булата, так как он стал ханом в 6915 г.
69 Григорьев А.П. Указ. соч. С. 84.
70 ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 2. С. 374.
130

тым71. Но из послания и не следует, что Иван являлся вторым человеком в государстве: его роль в отношениях с Ордой раскрыва¬ет указание на занимаемую должность - "казначей", т.е. тот, кто ведал финансами, и, соответственно, вопросом о выплатах в Орду. Очевид¬но, и отец Ивана (который в духовной грамоте Дмитрия Донско¬го упомянут также далеко не первым72) выполнял те же обязан¬ности, и его "добрая дума к Орде" реализовывалась в исправной вып¬лате выхода.
Приходится признать, что серьезных аргументов против подлин-ности послания Едигея не выдвинуто. Другое дело, что дошедшие до нас тексты являют собой его варианты, подвергшиеся редактирова-нию. Сопоставление наиболее ранних текстов (в Новгородской Карам-зинской и Новгородской IV летописях) с позднейшими вариантами (Архивской, Никоновской летописей и издания СГГД)73 показало, что в процессе своей литературной истории послание испытало значитель¬ные изменения; сводчики относились к нему так же, как к другим лето¬писным текстам, внося исправления и дополнения, сообразуемые со своими представлениями. Поскольку даже наиболее ранние варианты послания — результат по меньшей мере четырехкратного переписы¬вания его текста (при переводе с тюркского на русский, при включении в оригинал Новгородско-Софийского свода, при перенесении в ориги¬налы Новгородской Карамзинской и Новгородской IV летописей, при перенесении в сохранившийся список первой и наиболее ранние списки второй), очевидно, что трудно ожидать от них абсолютного соответ¬ствия первоначальному виду письма.
Согласно посланию, причинами похода Едигея явились: 1) укры-вательство Тохтамышевых детей; 2) плохое обращение с ордынскими послами и купцами; 3) неявка великого князя в Орду со времени Тимур-Кутлука (т.е. за все время правления Едигея); 4) уклонение от уплаты выхода под предлогом того, что "ся улоусъ истомилъ, выхода взяти н-В на чемь".
Исследователи74 давно обратили внимание на одно противоречие между посланием Едигея и повестью о его нашествии, содержащейся в Рогожском летописце и Симеоновской летописи и принадлежащей перу автора тверской обработки общерусского свода начала XV в. (Троицкой). Едигей упрекает Василия в игнорировании мнения "стар¬цев земских", "бояр старейших", стоявших в отношениях с Ордой за "пошлину" (т.е.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz