НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН


5. Горский А.А
J29

ления Булата (хотя и ее наличие было бы недостаточным для подозре¬ния в фальсификации - не исключена ошибка при переводе письма на русский язык или последующей переписке), вероятно, нет: речь может идти не об абсолютном количестве лет, а о конкретных годах; Булат был на престоле уже летом 1407 г.67, т.е., возможно, взошел на него еще в конце 809 г. хиджры, закончившегося 7 июня, а в декабре 1408 г. шел 811 год хиджры68. Что касается посольств в Орду, то вниматель¬ное прочтение послания убеждает, что и здесь нет отступлений от реальности.
Согласно тексту, при Тимур-Кутлуке Василий "оу царя въ Орд* еси не бывалъ, царя еси не видал, ни князей, ни стареиших боляръ, ни менших, ни оного еси не присылывалъ", и действительно, в 1396-1400 гг. не фиксируется мирных контактов Москвы с Ордой. В от¬ношении царствования Шадибека сказано только, что "у того еси тако же не бывалъ, ни брата, ни сына ни с которымъ словомъ не посылывал"; о "больших" и "меньших" московских боярах не говорится - очевидно, они в этом время в Орде бывали, через них и поддержи-вались контакты (установленные, по-видимому, во время посольства Ентяка 1403 г.). Про царствование Булата написано, что Василий у него "тако же еси не бывалъ, ни сына, ни брата и стареишаго боярина" (пропущено сказуемое "не посылывалъ"). Не названы "меньшие бояре", очевидно, потому, что после выступления Едигея в поход в Орду приехал Юрий, отнесенный именно к этой категории. Таким образом, послание абсолютно точно в описании деталей московско-ордынских контактов в 1396-1408 гг.
А.П. Григорьев считает, что боярин Федор Кошка, упомянутый в послании как сторонник подчинения Орде, не мог быть знаком Едигею, так как последний раз он упомянут в 1389 г., а его сын Иван Федорович, представленный как человек, дурно влияющий на Василия в вопросе отношений с Ордой, не занимал в действительности пер-венствующего положения при великом князе, так как в Тверском сбор¬нике он упомянут лишь пятым в перечне бояр, оставшихся в 1408 г. сидеть в осаде69. Вообще-то Федор Кошка упомянут последний раз под 1393 г.70 Но дело не в этом: Едигею не обязательно было знать его лично, он мог слышать о добром отношении этого боярина к Орде от татар, служивших прежде Тохтамышу (т.е. в период, когда дань ис¬правно уплачивалась). Иван Федорович действительно не упомя¬нут первым среди московских бояр, и не только в Тверском сборнике; в первой духовной грамоте Василия Дмитриевича (1406-1407') его имя стоит шестым в перечне свидетелей, в двух позднейших -»четвер-
67ПСРЛ.Т.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
семейные постельного белья продажа
Сайт управляется системой uCoz