НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

Тем же луче бе солгавшу живот получити, нежели истинствовавшу погибнути, еже сети пущати тех в землю на разрушение и потребление всему христьанству и святых церквей запустение и осквернение. И не подобитися окаанному оному Ироду, иже не ХОТЕ клятвы преступити и погибе. И се убо который про¬рок пророчествова, или апостол который, или святитель, на¬учи сему богостудному и скверномусамому называющуся царю повиноватися тебе, великому Русских стран христьанскому царю! Но точию нашего ради согрешениа и неисправления к Богу, паче же отчааниа, и еже не уповати на Бога,попусти Богъ на преже тебе прародителей твоих и на всю землю нашю окааного Батыа, иже
106 Это не было связано, как часто считается, с нападением на владения Казимира крымских татар (они совершили в октябре 1480 г. лишь незначительный набег); главные причины заключались в сложностях внутриполитической ситуации в Литве и в том, что Казимир не смог собрать польских коронных войск (см.: Назаров В Д. Свержение ордынского ига на Руси. С. 53; Алексеев Ю А. Освобождение Руси от ордынского ига. С. 104-105).
107 К этой группировке, по-видимому, относились бояре И. Ощера и Г. Мамон (см.: Лурьев Я С Две истории Руси 15 века. С. 191-193).
172

пришед разбойнически и поплени всю землю нашу и поработи, и воцарися над нами, а не царь сый, ни от рода царьска»108.
По мнению Ю.Г. Алексеева, приписывание Вассианом Ивану Ш нежелания "поднимать руку против царя" (кстати, здесь у Вассиана дословное повторение летописного объяснения отказа Дмитрия Донского от открытого боя с Тохтамышем) является чисто литератур-ным приемом, не имеющим реальной почвы109. Но вряд ли в посла-нии, непосредственно обращенном к великому князю, Вассиан мог бы приписывать ему мысли, которые никогда не посещали и не могли посетить его адресата. Психологический барьер, из-за которого было сложно заставить себя вести активные военные действия против "главного" татарского хана, в течение более чем двух столетий считав¬шегося правителем более высокого ранга, чем кто-либо из русских князей, продолжал существовать110. Вассиан опровергает не вымыш¬ленный им, а реальный аргумент, который, скорее всего, высказывал¬ся напрямую группировкой "примиренцев" — "прежних развратников", советующих Ивану, по словам Вассиана, "не противитися сопостатом, но отступити"111. Чтобы опровергнуть этот аргумент, духовник вели¬кого князя осуществляет резкий разрыв с традицией, признающей легитимность власти татарских ханов. Он объявляет Ахмата само¬званым царем ("сему богостудному и скверному самому называющую¬ся царю"), но не потому, что он является (подобно Мамаю) узурпа¬тором (ханское происхождение Ахмата сомнений не вызывало), а потому, что и сам Батый, завоевавший Русь, не был царем, и не был царским род, к которому он принадлежал, т.е.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
топас дубна
Сайт управляется системой uCoz