Сторонники же "старины", очевидно, стояли за выплату дани, но про¬тив появления в пределах Северо-Восточной Руси татарских войск да¬же в качестве союзников, т.е. за поддерживание ситуации, которая имела место при Иване Калите, его сыновьях и Дмитрии Донском до конфликта с Мамаем и после похода Тохтамыша 1382 г.
76 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1 Стб. 180-186; ср.: Т. 18. С. 155-159.
77 Ситуация данного периода отобразилась в уставной договорной грамоте Василия с митрополитом Киприаном 28 июня 1404 г., где говорится: "А коли дань дати в татары, тогды и оброк дати церковным людем. А коли дани не дати в татары, тогды и оброк не дати церковным людем" (АСЭИ. М., 1964. Т. 3. С. 19, Древнерусские княжеские уставы XI-XV BB. М., 1976. С. 176, 178; РФА. М., 1986. [Вып.] 1. С. 68). В отличие от духовной Дмитрия Донского, возможность неуплаты дани выступает здесь как сегодняшняя реальность.
132
Таким образом, и послание Едигея, и повесть Рогожского летопис¬ца — Симеоновской летописи рисуют одну и ту же картину московско-ордынских отношений в 1396-1408 гг., только с разных точек зрения78. В 1396-1403 гг. Василий Дмитриевич вообще на поддерживал контак¬тов с Ордой и даже решился на два похода вглубь ордынских владений. После 1403 г., когда стало ясно, что Орда не "отдалилась", а претенду¬ет на ту же роль, что и прежде, политика великого князя сводилась к тому, чтобы уклоняться от уплаты выхода (формально признавая вер¬ховенство ханов), но поддерживать с Ордой союзнические отношения на антилитовской почве. Фактически это означало пассивное непри¬знание зависимости в условиях, когда реальная власть в Орде вновь, как и во времена Мамая, принадлежала узурпатору. Явным игнори¬рованием сюзеренитета возглавляемой им Орды было принятие в Москве детей врага Едигея - Тохтамыша. Упоминание в послании Еди¬гея о "поднимании на смех" ордынских послов и торговцев, возможно, является свидетельством конкретных проявлений политической линии Василия Дмитриевича, выразившихся в недоброжелательных действи¬ях в отношении ордынцев со стороны великокняжеских людей, а может быть, и более широких слоев населения. Непризнание власти Орды выражалось также в помещении в первом десятилетии XV в. на оборотной стороне монет московской чеканки, где ранее упоминался Тохтамыш, надписи "князь великий Василий всея Руси" (при том, что на лицевой стороне помещалась надпись "князь великий Василий Дмитриевич")79. Все эти действия в конце концов спровоцировали попытку Едигея восстановить власть Орды вооруженным путем80.
76 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1 Стб. 180-186; ср.: Т. 18. С. 155-159.
77 Ситуация данного периода отобразилась в уставной договорной грамоте Василия с митрополитом Киприаном 28 июня 1404 г., где говорится: "А коли дань дати в татары, тогды и оброк дати церковным людем. А коли дани не дати в татары, тогды и оброк не дати церковным людем" (АСЭИ. М., 1964. Т. 3. С. 19, Древнерусские княжеские уставы XI-XV BB. М., 1976. С. 176, 178; РФА. М., 1986. [Вып.] 1. С. 68). В отличие от духовной Дмитрия Донского, возможность неуплаты дани выступает здесь как сегодняшняя реальность.
132
Таким образом, и послание Едигея, и повесть Рогожского летопис¬ца — Симеоновской летописи рисуют одну и ту же картину московско-ордынских отношений в 1396-1408 гг., только с разных точек зрения78. В 1396-1403 гг. Василий Дмитриевич вообще на поддерживал контак¬тов с Ордой и даже решился на два похода вглубь ордынских владений. После 1403 г., когда стало ясно, что Орда не "отдалилась", а претенду¬ет на ту же роль, что и прежде, политика великого князя сводилась к тому, чтобы уклоняться от уплаты выхода (формально признавая вер¬ховенство ханов), но поддерживать с Ордой союзнические отношения на антилитовской почве. Фактически это означало пассивное непри¬знание зависимости в условиях, когда реальная власть в Орде вновь, как и во времена Мамая, принадлежала узурпатору. Явным игнори¬рованием сюзеренитета возглавляемой им Орды было принятие в Москве детей врага Едигея - Тохтамыша. Упоминание в послании Еди¬гея о "поднимании на смех" ордынских послов и торговцев, возможно, является свидетельством конкретных проявлений политической линии Василия Дмитриевича, выразившихся в недоброжелательных действи¬ях в отношении ордынцев со стороны великокняжеских людей, а может быть, и более широких слоев населения. Непризнание власти Орды выражалось также в помещении в первом десятилетии XV в. на оборотной стороне монет московской чеканки, где ранее упоминался Тохтамыш, надписи "князь великий Василий всея Руси" (при том, что на лицевой стороне помещалась надпись "князь великий Василий Дмитриевич")79. Все эти действия в конце концов спровоцировали попытку Едигея восстановить власть Орды вооруженным путем80.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.