НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

Нет данных, чтобы Никейская империя, наследовавшая Византийской в период, когда Константинополь находился в руках латинян (1204—1261), рассматривалась на Руси как полноценный пре¬емник последней - для русских людей "царствующим градом" был Константинополь. Именно на этот период "отсутствия царства" пришлось монголо-татарское завоевание. Перенос царского титула на правителя Орды, по-видимому, свидетельствует о том, что Орда определенным образом заполнила лакуну в мировосприятии, заняла в общественном сознании место "царства" (на момент завоевания пустующее).
51 См.: Насонов А.Н. Указ. соч. С. 30.
52 С конца XII в. встречаются также случаи обозначения царским титулом императора Священной Римской империи: ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. Стб. 666-667 ("цесарь немецкыи", под 6698 г.), 723 ("цесарь римьскыи", под 6715 г.), 776 ("Фридрихъ цесарь", под 6733 г.), 814 ("цесарь", под 6760 г.); Н1Л. М.; Л., 1950. С. 46-47 ("цесарь н-ьмечьскыи", под 6712 г.).
53 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 745 (о Чингисхане), 785 (о Гуюке); Т. 1. Стб. 470-472 (40-е гг.); Серебрянский Н Н. Древнерусские княжеские жития // Чтения ОИДР. 1915. Кн. 3. Приложение. С. 55 ("Сказание о убиении в Орде Михаила Черниговского" в редакции отца Андрея).
54 Н1ЛС.49.
87

Восстановление Византийской империи в 1261 г. не только не изменило положения, но скорее закрепило сложившуюся ситуацию: императоры и константинопольский патриарх вступили тогда с Ордой в союзнические отношения и тем самым как бы легитимировали поло¬жение этого государства в Восточной Европе, в том числе зависимость от него русских земель, подчинявшихся Константинополю в церковном отношении55.
С появлением татарского "царства" появляются новые черты в применении термина "царь" к русским князьям. В домонгольский пери¬од он не использовался как официальный титул, но употреблялся иног¬да при прославлении князя (причем не обязательно верховного пра¬вителя Руси) с использованием византийских образцов красноречия, для подчеркивания политического престижа умершего князя, в связи с главенством князя в церковных делах и с культом князя - святого56. Всего известно десять достоверных случаев употребления термина "царь" непосредственно к русским князьям57. После нашествия картина меняется: в период середины ХII-XIV вв. современные русские князья поименованы "царями" всего три раза58. Примечательно употребление термина "царь" галицким летописцем в рассказе об унижениях, кото¬рые пришлось испытать Даниилу Романовичу в ставке Батыя: "Дани-лови Романовичи), князю бывшу велику, обладавшу Рускою землею, Кыевомъ и Володимеромъ и Галичемъ со братом си, инеми странами, ньне седить на колену и холопом называеться, и дани хотять, живота не чаеть, и грозы приходять.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz