Нет данных, чтобы Никейская империя, наследовавшая Византийской в период, когда Константинополь находился в руках латинян (1204—1261), рассматривалась на Руси как полноценный пре¬емник последней - для русских людей "царствующим градом" был Константинополь. Именно на этот период "отсутствия царства" пришлось монголо-татарское завоевание. Перенос царского титула на правителя Орды, по-видимому, свидетельствует о том, что Орда определенным образом заполнила лакуну в мировосприятии, заняла в общественном сознании место "царства" (на момент завоевания пустующее).
51 См.: Насонов А.Н. Указ. соч. С. 30.
52 С конца XII в. встречаются также случаи обозначения царским титулом императора Священной Римской империи: ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. Стб. 666-667 ("цесарь немецкыи", под 6698 г.), 723 ("цесарь римьскыи", под 6715 г.), 776 ("Фридрихъ цесарь", под 6733 г.), 814 ("цесарь", под 6760 г.); Н1Л. М.; Л., 1950. С. 46-47 ("цесарь н-ьмечьскыи", под 6712 г.).
53 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 745 (о Чингисхане), 785 (о Гуюке); Т. 1. Стб. 470-472 (40-е гг.); Серебрянский Н Н. Древнерусские княжеские жития // Чтения ОИДР. 1915. Кн. 3. Приложение. С. 55 ("Сказание о убиении в Орде Михаила Черниговского" в редакции отца Андрея).
54 Н1ЛС.49.
87
Восстановление Византийской империи в 1261 г. не только не изменило положения, но скорее закрепило сложившуюся ситуацию: императоры и константинопольский патриарх вступили тогда с Ордой в союзнические отношения и тем самым как бы легитимировали поло¬жение этого государства в Восточной Европе, в том числе зависимость от него русских земель, подчинявшихся Константинополю в церковном отношении55.
С появлением татарского "царства" появляются новые черты в применении термина "царь" к русским князьям. В домонгольский пери¬од он не использовался как официальный титул, но употреблялся иног¬да при прославлении князя (причем не обязательно верховного пра¬вителя Руси) с использованием византийских образцов красноречия, для подчеркивания политического престижа умершего князя, в связи с главенством князя в церковных делах и с культом князя - святого56. Всего известно десять достоверных случаев употребления термина "царь" непосредственно к русским князьям57. После нашествия картина меняется: в период середины ХII-XIV вв. современные русские князья поименованы "царями" всего три раза58. Примечательно употребление термина "царь" галицким летописцем в рассказе об унижениях, кото¬рые пришлось испытать Даниилу Романовичу в ставке Батыя: "Дани-лови Романовичи), князю бывшу велику, обладавшу Рускою землею, Кыевомъ и Володимеромъ и Галичемъ со братом си, инеми странами, ньне седить на колену и холопом называеться, и дани хотять, живота не чаеть, и грозы приходять.
51 См.: Насонов А.Н. Указ. соч. С. 30.
52 С конца XII в. встречаются также случаи обозначения царским титулом императора Священной Римской империи: ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. Стб. 666-667 ("цесарь немецкыи", под 6698 г.), 723 ("цесарь римьскыи", под 6715 г.), 776 ("Фридрихъ цесарь", под 6733 г.), 814 ("цесарь", под 6760 г.); Н1Л. М.; Л., 1950. С. 46-47 ("цесарь н-ьмечьскыи", под 6712 г.).
53 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 745 (о Чингисхане), 785 (о Гуюке); Т. 1. Стб. 470-472 (40-е гг.); Серебрянский Н Н. Древнерусские княжеские жития // Чтения ОИДР. 1915. Кн. 3. Приложение. С. 55 ("Сказание о убиении в Орде Михаила Черниговского" в редакции отца Андрея).
54 Н1ЛС.49.
87
Восстановление Византийской империи в 1261 г. не только не изменило положения, но скорее закрепило сложившуюся ситуацию: императоры и константинопольский патриарх вступили тогда с Ордой в союзнические отношения и тем самым как бы легитимировали поло¬жение этого государства в Восточной Европе, в том числе зависимость от него русских земель, подчинявшихся Константинополю в церковном отношении55.
С появлением татарского "царства" появляются новые черты в применении термина "царь" к русским князьям. В домонгольский пери¬од он не использовался как официальный титул, но употреблялся иног¬да при прославлении князя (причем не обязательно верховного пра¬вителя Руси) с использованием византийских образцов красноречия, для подчеркивания политического престижа умершего князя, в связи с главенством князя в церковных делах и с культом князя - святого56. Всего известно десять достоверных случаев употребления термина "царь" непосредственно к русским князьям57. После нашествия картина меняется: в период середины ХII-XIV вв. современные русские князья поименованы "царями" всего три раза58. Примечательно употребление термина "царь" галицким летописцем в рассказе об унижениях, кото¬рые пришлось испытать Даниилу Романовичу в ставке Батыя: "Дани-лови Романовичи), князю бывшу велику, обладавшу Рускою землею, Кыевомъ и Володимеромъ и Галичемъ со братом си, инеми странами, ньне седить на колену и холопом называеться, и дани хотять, живота не чаеть, и грозы приходять.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.