Л., 1982. С. 29. Этот эпизод вымыш-лен: в действительности в 1380г. Киприана в Москве не было, он вернулся туда, при-мирившись с великим князем, только в мае 1381 г. (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 142).
102 См.: Кучкин В.А. Победа на Куликовом поле // ВИ. 1980. N» 9. С. 7; Он же. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 109-114; Класс Б.М. Об авторе и времени создания "Сказания о Мамаевом побоище" // In memoriam: Сборник памяти Я.С. Лурье. СПб., 1997.
'"' Новейшее исследование и издание Жития см.: Класс Б.М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского.
104 Там же. С. 369-370, ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 316; СПб., 1853. Т. 6. С. 94. Упомянутое в Житии Сергия благословение во время поездки Дмитрия в Троицкий монастырь, возможно, имело место перед битвой на Воже 1378 г., а с Куликовской бит¬вой было связано только в "Сказании о Мамаевом побоище" (См.: Кучкин В.А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы; Он же. Сергий Радонеж¬ский // ВИ. 1992. № 10. С. 85-87; Это мнение оспорено Б.М. Клоссом: Класс Б.М. Из¬бранные труды. Т. 1.С. 58-59). В летописной же Повести говорится о присылкб Сергием грамоты с благословением на Дон накануне битвы.
105 ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 311-312; Т. 6. С. 90. Остается неясным, посылал ли Олег войска на помощь Мамаю. В рассказе о Куликовской битве Рогожского летописца и Симеоновской летописи говорится, что до Дмитрия дошла весть такого рода (Там же. Т. 15, вып. 1. Огб. 140; Т. 18. С. 130). Повесть Новгородской IV - Софийской I летописей более определенно говорит, что Олег начал "силоу свою слати" к Мамаю (Там же. Т. 4, ч. 1,вып. 1.С. 314; Т. 6. С. 92).
106 Летописная Повесть о Куликовской битве Новгородской IV - Софийской I летописей, видимо, не впадает в большое преувеличение, вкладывая в уста Мамая
96
В начале кампании, когда Мамай с войском кочевал за Доном, а Дмитрий находился в Коломне, Мамаевы послы привезли требование платить выход как при Джанибеке, "а не по своему докончанию. Христолюбивый же князь, не хотя кровопролитья, и хотн ему выход дати по крестьяньскои силн и по своему докончанию, како с ним докончалъ. Он же не въсхотн"107. Под "своим докончанием" имеется в виду определенно соглашение, заключенное Дмитрием с Мамаем во время личного визита в Орду в 1371 г. Но тогда Дмитрий преследовал цель задобрить Мамая, чтобы вернуть себе ярлык на великое кня¬жение. Следовательно, он соглашался на большие выплаты, чем те, что имели место до 1371 г.
102 См.: Кучкин В.А. Победа на Куликовом поле // ВИ. 1980. N» 9. С. 7; Он же. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 109-114; Класс Б.М. Об авторе и времени создания "Сказания о Мамаевом побоище" // In memoriam: Сборник памяти Я.С. Лурье. СПб., 1997.
'"' Новейшее исследование и издание Жития см.: Класс Б.М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского.
104 Там же. С. 369-370, ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 316; СПб., 1853. Т. 6. С. 94. Упомянутое в Житии Сергия благословение во время поездки Дмитрия в Троицкий монастырь, возможно, имело место перед битвой на Воже 1378 г., а с Куликовской бит¬вой было связано только в "Сказании о Мамаевом побоище" (См.: Кучкин В.А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы; Он же. Сергий Радонеж¬ский // ВИ. 1992. № 10. С. 85-87; Это мнение оспорено Б.М. Клоссом: Класс Б.М. Из¬бранные труды. Т. 1.С. 58-59). В летописной же Повести говорится о присылкб Сергием грамоты с благословением на Дон накануне битвы.
105 ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 311-312; Т. 6. С. 90. Остается неясным, посылал ли Олег войска на помощь Мамаю. В рассказе о Куликовской битве Рогожского летописца и Симеоновской летописи говорится, что до Дмитрия дошла весть такого рода (Там же. Т. 15, вып. 1. Огб. 140; Т. 18. С. 130). Повесть Новгородской IV - Софийской I летописей более определенно говорит, что Олег начал "силоу свою слати" к Мамаю (Там же. Т. 4, ч. 1,вып. 1.С. 314; Т. 6. С. 92).
106 Летописная Повесть о Куликовской битве Новгородской IV - Софийской I летописей, видимо, не впадает в большое преувеличение, вкладывая в уста Мамая
96
В начале кампании, когда Мамай с войском кочевал за Доном, а Дмитрий находился в Коломне, Мамаевы послы привезли требование платить выход как при Джанибеке, "а не по своему докончанию. Христолюбивый же князь, не хотя кровопролитья, и хотн ему выход дати по крестьяньскои силн и по своему докончанию, како с ним докончалъ. Он же не въсхотн"107. Под "своим докончанием" имеется в виду определенно соглашение, заключенное Дмитрием с Мамаем во время личного визита в Орду в 1371 г. Но тогда Дмитрий преследовал цель задобрить Мамая, чтобы вернуть себе ярлык на великое кня¬жение. Следовательно, он соглашался на большие выплаты, чем те, что имели место до 1371 г.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
Вперед >>
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.