НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН

134,165.
54 "Ярлыками" именовались жалованные грамоты и послания к нижестоящим правителям, исходящие от ханов. Едигей ханом не был, а послание его начинается с "поклона". "Поклон" - это перевод слова "салам", применявшегося в обращении равного к равному (см.: Усманов М.А. Жалованные грамоты Джучиева улуса XIV-XVI вв. Казань, 1979. С. 197-198). В ордынской социально-политической практике русские князья приравнивались к эмирам (бекам) (Федоров-Давыдов ГЛ. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 90-93; Усманов М.А. Указ. соч. С. 197). Следовательно, начальный протокол выглядит именно так, как и должно начинаться послание главного эмира (беклярибека) Едигея к великому князю Василию.
55 Григорьев А.П. "Ярлык Едигея": анализ текста и реконструкция содержания // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1988. Вып. 11. С. 55-93.
56 Текст послания несомненно был уже в этом своде, так как Софийская I летопись упоминает о "грамоте Едигея", хотя и не приводит ее текста (ПСРЛ. Т. 5. С. 257).
57 Лурье Я.С. Указ. соч. С. 108-117. В последней своей работе Я.С. Лурье датировал составление Новгородско-Софийского свода концом 30-х - началом 40-х гг. (Лурье Я.С. Россия Древняя и Россия Новая. СПб., 1997. С. 37).
58 Кучкин В А. Тверской источник Владимирского полихрона // Летописи и хроники: 1976. М., 1976; Бобров А.Г. Из истории летописания первой половины XV в. // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. Дата 1448 год была предложена А.А. Шахматовым на основе не анализа общего материала летописей, восходящих к Новгородско-Софийскому своду (он заканчивается 1418 годом), а интерпретации летописной записи о совпадении Пасхи с Благовещением, интерпретации явно ошибочной (См.: Бобров А.Г. Указ. соч. С. 10); сам Шахматов отказался затем от этой датировки, отнеся составление Новгородско-Софийского свода к 30-м гг. (Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. с. 366).
128

казать несоответствие текста послания реалиям 1408 г. А.П. Григорьев считает ошибочным указание на укрывательство в Москве детей Тох-тамыша (погибшего в 1406 г.), так как известие Ибн-Арабшаха об уходе Джелал-ад-дина и Керим-Берди "в Россию"59 не обязательно расценивать как бегство на территорию Московского великого кня¬жества60. Но даже если полагать, что в указанном случае речь шла об уходе этих двух Тохтамышевичей на русские земли Великого княжест¬ва Литовского, это не значит, что в Москве не мог временно укрывать¬ся никто из многочисленных61 детей Тохтамыша62.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Ковка Булат ножи охотничьи интернет магазин. снегоходы Yamaha bearcat widetrack. Пермь прайс снегоходы буран Yamaha
Сайт управляется системой uCoz