НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН


149

Мухаммеда47. - А.Г.), приходилъ ратью к Переяславьлю к Рязаньскому и стоалъ подъ городомъ три недели, на всякъ день приступая ко граду, бьющеся, граждане же, милостью Божиею и пречистыя его Матери, одолеваху ему и много у него татаръ побили, а отъ гражан ни единъ врежденъ бысть; и поиде прочь с великимъ срамомъ, а на Казать улана мирзу велико нелюбие држа, тотъ бо бяше привелъ его, не чающе отъ Руси ничего съпротивления"48.
Рязань в это время управлялась наместниками Василия Василье-вича - с 1456 г. малолетний рязанский князь Василий Иванович жил в Москве; только в 1464 г. он (женившийся на дочери Василия II) был отпущен на свое княжение49. Скорее всего, после воцарения Махмуда обнаружился долг по выплате дани с Рязанского княжества, и хан50 по совету Казата решился на недостаточно подготовленную военную акцию с целью взять положенное силой.
К периоду правления Василия Васильевича относится примечатель¬ное явление: великий князь московский начинает при жизни именовать¬ся "царем". Ранее всего этот титул прилагается к Василию II еще в на чале 40-х гг. Симеоном Суздальцем в первой редакции его "Повести о Флорентийском соборе" ("белый царь всея Руси")51 и Пахомием Сер¬бом в третьей редакции "Жития Сергия Радонежского" ("великодер¬жавный царь Русский", "благоразумный царь")52, в обоих случаях при изложении конфликта великого князя с митрополитом Исидором по поводу решений Флорентийского собора конца 30-х гг. Применение царской титулатуры в этих произведениях связано с ролью Василия Васильевича как защитника православия в ситуации, когда "греческий царь" — император Византии согласился на унию с католической цер¬ковью, подразумевающую главенство римского папы. В начале 60-х гг. царский титул по отношению к Василию II неоднократно употребляет¬ся в "Слове избраном от святых писаний, еже на латыню", также пос¬вященном Флорентийскому собору и его последствиям53. Но тогда же, в 1461 г., митрополит Иона в послании в Псков упоминает Василия как "великого господаря, царя рускаго" уже вне связи с этими событиями54.
47 См.: Сафаргалиев М.Г. Указ. соч. С. 264.
48 ПСРЛ. Т. 23. С. 156; более краткий вариант известия о событиях 1460 г. см.: Там же. Т. 27. С. 122; Т. 25. С. 277.
49 ПСРЛ. Т. 27. С. 120, 123; Т. 25. С. 275,278.
50 Под "Ахмутом" (в Типографской летописи-"Махмут") имеется в виду несомненно Махмуд (Сафаргалиев М.Г. Указ. соч. С. 264-265). Летописцы, как правило, четко не различали татарские имена "Махмуд" и "Ахмад", исключение (из летописей конца XV в.) -Типографская летопись (ср.: ПСРЛ.
 
Данное издание публикуется на этом сайте исключительно в ознакомительных целях. Все права защищены.
 
Сайт управляется системой uCoz